Образование и воспитание – направления к достижению совершенства

  • 11:02
  • 20,02-2019
  • 720
  • Поделиться

В Указе Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева «О мерах по коренному повышению эффективности деятельности органов внутренних дел,

 усилению их ответственности за обеспечение общественного порядка, надежной защиты прав, свобод и законных интересов граждан» определено, что важнейшими направлениями реформирования системы органов внутренних дел Республики Узбекистан являются «развитие системы работы с несовершеннолетними и молодежью, направленной на воспитание их в духе любви к Родине, патриотизма, уважительного отношения к национальным и общечеловеческим ценностям, защиту подрастающего поколения от идей терроризма, религиозного экстремизма, насилия и жестокости»

На всех этапах развития общества особое значение имеют образование и воспитание как основные направления интеллектуально-духовного совершенствования личности. Это непосредственно касается каждого молодого сотрудника, который в процессе обучения и воспитания должен оправдать оказанное ему доверие: честно и неустанно трудиться над собой, быть верным избранной профессии, народу, Президенту, Родине, добросовестно выполнять служебные обязанности. Должны быть сформированы качества, обеспечивающие уважение прав и свобод граждан и формирование необходимых профессиональных навыков, а также практического опыта для использования их в повседневной служебной деятельности.

Эффективность мероприятий в сфере задач, определенных для реализации работы по обеспечению безопасности граждан, мира и спокойствия Отчизны, изначально связана с уровнем квалификации подготавливаемых специалистов. Только высококвалифицированный страж порядка сможет достичь поставленной цели в любой ситуации. Поэтому с первых дней независимости особое внимание уделяется подготовке специалистов для органов внутренних дел.

Подготовка молодых специалистов – очень сложный, непрерывный и многогранный процесс. Его сложность связана, во-первых, с тем, что в этом процессе участвуют все слои общества; во-вторых, ситуация, складывающаяся во всех сферах общественной жизни, оказывает непосредственное воздействие на молодых специалистов; в-третьих, на сегодняшний день усиливается влияние и увеличивается количество различного рода угроз, воздействующих на этот процесс. Поэтому подготовка высококвалифицированных кадров для органов внутренних дел, способных обеспечить мир и спокойствие, безопасность граждан, их защиту от различного рода посягательств, требует от специалистов, работающих с молодыми сотрудниками ОВД, особого подхода, внимательности и бдительности.

Ответственными за образование и воспитание являются, прежде всего, руководители подразделений на местах, особенно службы по работе с личным составом, а также профессорско-преподавательский состав и наставники образовательных учреждений.

Для достижения положительных результатов необходимо обеспечить участие в образовательном процессе представителей отраслевых служб МВД республики, взаимодействующих с ними государственных и общественных организаций, а также членов семей слушателей.

На сегодняшний день вопрос о том, какими качествами должен обладать сотрудник органов внутренних дел для успешного выполнения своего служебного долга и завоевания народного доверия, остается очень актуальным. Некоторые считают, что для специалиста достаточно владеть в совершенстве узкопрофильной специальностью. Однако необходимо отметить, что сегодня недостаточно быть просто квалифицированным специалистом. Современным сотрудникам органов внутренних дел, кроме всего прочего, следует стремиться к духовному, политическому, интеллектуальному совершенству.

Исходя из требований времени, стражи правопорядка должны быть способны в любых ситуациях исполнять свой служебный долг, не допускать злоупотреблений и быть психологически, идеологически и профессионально зрелыми.

Процесс формирования, укрепления и развития необходимых качеств у высококвалифицированного специалиста очень сложен и многогранен. Он связан с множеством факторов и проблем, имеющихся в области образования и воспитания, и проходит под воздействием различных событий и явлений, сопровождающих человека с момента его рождения и до осуществления самостоятельной деятельности.

Будущим стражам правопорядка необходимо сформировать и укрепить теоретические знания, выработать практические навыки, наработать опыта. В процессе обучения у курсантов и слушателей Академии МВД и других образовательных учреждений системы МВД Узбекистана уделяется большое внимание изучению общественно-гуманитарных наук, знание которых формирует духовную, психологическую, политическую, идеологическую зрелость. Изучение юридических наук вырабатывает правовую культуру и профессионализм. Знание специальных дисциплин помогает совершенствованию физической и боевой подготовки.

Кроме того, мероприятия, имеющие воспитательную направленность, служат выявлению и развитию у молодых сотрудников правоохраны организаторских способностей, инициативности, преданности своему делу. В то же время они предоставляют возможность предупредить и устранить причины и условия, создающие всяческие препятствия для полноценного исполнения своего профессионального долга, способствующие утере народного доверия, совершению злоупотреблений и других негативных проявлений.

Основными факторами достижения положительных результатов в сфере формирования и развития человеческих качеств, привития профессиональных знаний и навыков, необходимых сотруднику органов внутренних дел для успешного выполнения своих служебных обязанностей, является непрерывность, поэтапность, взаимосвязанность и логическая последовательность процесса обучения и воспитания.

Образование нельзя отделять от воспитания, так же, как воспитание нельзя отделять от образования, – это мудрость и жизненная философия Востока. Мыслитель, деятель народного просвещения, посвятивший себя развитию узбекской педагогики, Абдулла Авлоний, говоря о значении образования и воспитания молодого поколения, писал: «Воспитание для нас вопрос жизни или смерти, счастья или несчастья, спасения или гибели».

Нарушение этих требований, халатное отношение к образовательно-воспитательному процессу может привести к негативным последствиям.

Обучение и воспитание кадров, подготовка зрелых высококвалифицированных специалистов для органов внутренних дел, способных с честью исполнять свой профессиональный долг, преданно служить народу и заслужить народное доверие, является сложным и ответственным делом. Поэтому самоотверженных людей, неустанно работающих над расширением своего мировоззрения, открывающих новые горизонты и направления в этой сфере, отказывающихся думать по-старому, берущих на себя бремя выполнения этих задач, необходимо всячески поощрять. Для достижения эффективных результатов им должны создаваться благоприятные условия. Нужно всемерно поддерживать их стремления в практических действиях, требующих большого упорства, настойчивости, знаний и опыта.

Сегодня служение народу, Родине, защита страны, национальных ценностей, чести, духовного наследия узбекского народа являются не только служебным, но и священным долгом стражей правопорядка. Следует отметить, что сотрудникам органов внутренних дел необходимо беречь, укреплять, обогащать, развивать духовные ценности, а также постоянно прививать их молодым сотрудникам, решившим посвятить свою жизнь службе в органах внутренних дел.

В заключение необходимо отметить, что сотрудником правоохраны может быть только высокообразованный, способный самостоятельно мыслить, воспитанный на основе идей национальной независимости, древних духовных ценностей узбекского народа гражданин, ставящий права и свободы соотечественников, интересы общества и государства выше своих личных интересов, умеющий честно выполнять свой профессиональный долг.

А. МАТЧАНОВ,

доцент кафедры Предварительного следствия и криминалистики Академии МВД Республики Узбекистан, к.ю.н.,

подполковник.

Самые читаемые статьи