Три источника духовности: Книга, книголюбие, библиотека

  • 09:04
  • 15,04-2019
  • 1444
  • Поделиться

 Как известно, по инициативе Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева разработана и активно претворяется в жизнь Программа комплексных мер по повышению и пропаганде культуры чтения в нашей республике.

Одна из важнейших задач, которая была поставлена для продвижения в данном направлении, – формирование интереса молодежи к выпускаемой издательствами художественной и просветительской литературе. С этой целью культурными и просветительскими учреждениями систематически организуются праздники и ярмарки книги с участием писателей и поэтов, проводятся конкурсы среди читателей, производителей печатных и электронных книг, продавцов, а также библиотекарей и пропагандистов: «Лучшая книга года», «Лучшая семья книголюбов», «Лучшая детская книга года», «Лучшая аудиокнига года», «Лучшая электронная книга года».

   Просвещенная молодежь – будущее нашей национальной культуры. От молодежи зависит, какую роль книга будет играть в обществе. Книга – многогранный культурный феномен. Несмотря на колоссальные возможности Интернета, чтение и письмо остаются основным способом передачи человеческой мысли во времени. И то, что мы сейчас можем понимать мысли Гомера и Алишера Навои, Бабура и Льва Толстого, – великое чудо.

   Действительно, вся духовная культура общества – это попытка выразить вечные истины, напомнить, что «не хлебом единым жив человек». Неизменно предметом философских размышлений были и остаются человек, личность! Духовность является средоточием культуры человека. Духовное развитие характеризуется интеллектуальным и эмоциональным потенциалом личности, ее нравственным становлением, ведущим к гармонии идеалов человека с общечеловеческими ценностями. Потребность служить людям и добру, постоянное стремление к самосовершенствованию заставляет людей собирать книги. Человек создает книги, чтобы книги творили его личность, поэтому они необходимы.

   Наши далекие предки оставляли рисунки на стенах пещеры – своего рода доисторические книги. Книга материально трансформировалась со временем: была табличкой из глины, листом из тростника и бамбука, пергаментным свитком, фолиантом, наконец, превратилась в электронный диск и компьютерный файл. Электронные библиотеки вписались в виртуальную реальность современности, не требуя затрат ресурсов и труда, типографских станков и зависят только от наличия технических средств для выхода в Интернет.

   В электронном виде уже хранятся громадные массивы информации. Например, собрание сочинений любимого классика не обязательно читать, можно слушать: аудиокниги – такая же данность, как и напечатанные на бумаге. Появились эргономичные устройства для чтения, которые заняли прочную нишу на рынке электронных устройств и постоянно совершенствуются в процессе конкуренции производителей.

   Роль библиотеки – одна из основных в духовном развитии личности и в прогрессе страны. И поэтому задача библиотеки – сформировать базу, на которой строится и развивается общая культура человека. Национальная библиотека является неотъемлемым атрибутом каждой страны – как правительство, армия, герб, флаг – и занимает особое место в книжном мире. У Национальной библиотеки на первом месте находится миссия по сохранению исторической памяти: в ее фондах должно быть собрано все, что когда-либо было напечатано в нашей стране. В Национальной библиотеке Узбекистана имени Алишера Навои хранится 6,5 миллиона изданий, из них 200 000 – редкие ценные образцы, 16 000 – раритетные издания. Перевод раритетов в цифровой формат делает их доступными для всех читателей. В библиотеке находится 2,5 миллиона экземпляров газет и журналов, 60 000 нотных листов,
550 000 диссертаций и авторефератов, 50 000 аудиоресурсов.

   Библиотека – не только храм книги, но и мастерская духовности, где проводится кропотливая работа по духовно-просветительскому воспитанию. Библиотека по-прежнему остается посредником между книгой и читателем, прошлым и будущим. Если считать библиотеку проводником культуры, то становится очевидным, что от нее во многом зависит, каким станет наше общество завтра.

   Когда общество знает, что оно строит, оно определяет критерии, согласно которым воспитывает своих граждан. Одним из таких критериев должно стать привитие любви к книге. Ребенок, который впоследствии вырастет в активного члена общества, должен расти на литературе, воспитывающей правильные идеалы, четкую гражданскую позицию, основой которой должна быть в первую очередь классика. Не беда, если ребенок, мировоззрение которого только формируется, не узнает о Гарри Поттере. Страшно будет, если при этом он не прочитает народных сказок и в положенный срок не откроет «Озорника» Гафура Гуляма, «Минувшие дни» Абдуллы Кадыри и другие книги по мере своего взросления.

В заключение хотелось бы привести строки поэта-современника Эдуарда Асадова:

Книгу читай не только словами.

Слова – это в жизнь

небольшая дверца.

Книгу читай непременно

сердцем,

А главное – совестью и делами.

О. КОН.