КОРРУПЦИЯ – УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

  • 18:02
  • 15,02-2019
  • 334
  • Поделиться

КОРРУПЦИЯ – УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

«Мы должны принять решительные меры по противодействию и предупреждению коррупции в нашем обществе, обеспечению на практике постулата закона о том, что наказание за преступление неотвратимо».

Шавкат Мирзиёев, 14 декабря 2016 года.

За истекший период в Узбекистане предприняты широкомасштабные меры по противодействию и предупреждению коррупции, направленные в первую очередь на привитие в обществе чувства непримиримого отношения к ней.

Коррупция, от латинского corruption, – означает подкуп или, говоря общепринятыми понятиями,  злоупотребление доверенной властью с целью собственной выгоды.

Согласно данным, озвученным руководителем нашего государства в докладе, посвященном 26-летию принятия Конституции Республики Узбекистан, только в 2018 году 
1 177 должностных лиц, совершивших коррупционные преступления, были привлечены к уголовной ответственности.

Опыт многих стран мира в борьбе с коррупцией показывает, что в каждом государстве вырабатываются собственные модели и механизмы по ее пресечению, однако успехов в реализации поставленных задач достигают далеко не все.

Например, в Швеции в рамках борьбы с коррупцией главную роль играет не уголовное законодательство, а широкое привлечение возможностей пропаганды чувства непримиримости к данному явлению среди населения.

Так, к данной работе активно привлечена церковь, ряд профильных общественных организаций, основная деятельность которых направлена на формирование в обществе мнения, предусматривающего добровольный отказ от обращения к чиновнику, расходы которого превышают его доходы. В свою очередь, это же мнение применяется для отказа нечестного чиновника от занимаемого поста. В этой связи уровень коррупции в стране минимизирован и практически не сказывается отрицательно на повседневной жизни граждан.

В Сингапуре антикоррупционная работа основана на предоставлении широких полномочий специально созданному Бюро по расследованию коррупции, предусматривающих возможности изучения деятельности любого должностного лица государства. Именно подобная транспарентность создала образ Сингапура как безопасной и свободной от коррупции страны.

Очередная страна, занимающая лидирующее место по противодействию коррупции, – Южная Корея. Антикоррупционная программа «OPEN», разработанная в 1999 году, позволила гражданам реально контролировать работу чиновников. Так, любой гражданин в любое время по своему обращению через Интернет имеет право следить за тем, как решаются вопросы о выдаче разрешений или санкций по тому или иному делу, в случаях, когда наиболее вероятно проявление коррупции, и протестовать, если им будет замечено какое-либо нарушение. В течение нескольких лет антикоррупционная программа «OPEN» демонстрировала высокую результативность в достижении целей и стала своеобразным эталоном отношения к работе в органах власти, как к служению интересам граждан и страны.

Опыт США основан на защите свидетелей преступлений коррупции, урегулированный принятым федеральным законом от 1982 года. Согласно данному закону, обеспечивается наивысший уровень безопасности лицам, сотрудничающим с государством. Ежегодно правительство тратит на поддержку этой программы до 50–60 миллионов долларов США, но, несмотря на колоссальные расходы, она окупает себя и способствует эффективному уголовному преследованию даже самых высокопоставленных чиновников.

Помимо отдельных стран, занимающихся разработкой собственных методов в борьбе с коррупцией, существует и международное сотрудничество в данной сфере. Например, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) – международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики.

На основе сотрудничества в рамках данной организации разработан Стамбульский план действий по борьбе с коррупцией, который представляет собой программу взаимных оценок и мониторинга усилий, предпринимаемых странами-участницами в целях реализации рекомендаций, предусмотренных Конвенцией ООН против коррупции, и других международных стандартов в данной сфере.

Возвращаясь к вопросу противодействия коррупции в Узбекистане, можно отметить, что сегодня, в соответствии с данными Центра изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр», существование коррупции в Узбекистане признают порядка 70 процентов жителей.

Важным шагом в деле противодействия коррупции в стране стало принятие в январе 2018 года Закона «О противодействии коррупции», установившего основные принципы и направления государственной политики по противодействию коррупции, участие органов самоуправления граждан, институтов гражданского общества, средств массовой информации и граждан, а также международное сотрудничество в данной сфере.

Кроме того, в феврале прошлого года была образована Республиканская межведомственная комиссия по противодействию коррупции, которую возглавил Генеральный прокурор республики.

В качестве нового метода противодействия коррупции внедрена практика задержания сотрудником правоохранительных органов лиц, пытающихся посредством взятки избежать более сурового наказания за совершенные правонарушения или для решения иных вопросов.

Положительная динамика отмечена международной организацией Transparency International, согласно которой в результате предпринятых мер рейтинг Узбекистана улучшился на 13 позиций, поднялся с 170 места до 157.

В качестве новой формы борьбы с данным явлением в докладе Президента страны, посвященном 26-летию принятия Конституции Республики Узбекистан, было поручено внедрить в деятельность каждого государственного органа внутренние программы по противодействию коррупции, контроль над исполнением которых будет осуществлять общественность.

Кроме того, для усиления борьбы с коррупцией в государственных органах, в палатах Олий Мажлиса Республики Узбекистан предложено образовать специальные комитеты по противодействию коррупции.

Безусловно, данные меры позволят значительно укрепить практику противодействия коррупции, сформировать понимание каждым должностным  лицом и гражданином недопустимости совершения коррупционных правонарушений, и тем самым развить в обществе чувство непримиримости к коррупционным преступлениям.

Э. БАРИЕВ,

 заместитель начальника управления Организационного департамента,

член экспертно-аналитической группы МВД Республики Узбекистан,

майор.

Самые читаемые статьи