Урок духовности и просвещения: Общественная палата – важный институт демократической системы

  • 19:06
  • 24,06-2020
  • 379
  • Поделиться

 

Каринэ ДЖАВАКОВА,

профессор,

полковник.

 

Демократическим признают такое государство, устройство и деятельность которого соответствует воле народа, всеобщим правам и свободам человека и гражданина. Демократичность государства выражается в частности и в том, что сама его организация позволяет гражданам влиять на содержание управленческих государственных решений, создает условия для реализации в них закономерных социальных интересов.

В условиях демократической системы, формирования гражданского общества в стране все большее значение придается голосу граждан, озвучиванию не только их забот, но и обсуждению в публичном пространстве тех проблем и предложений по их решению, с которыми граждане и институты обращаются к власти и обществу.

Одной из важнейших инициатив Президента Республики Узбекистан, озвученных в Послании Олий Мажлису от 24 января 2020 г., является идея создания в стране Общественной палаты Республики Узбекистан для усиления общественного контроля, установления более тесного взаимодействия между государством и обществом. Глава государства подчеркнул, что «в целом необходимо наладить практическое взаимодействие парламента, правительства и институтов гражданского общества в достижении Целей устойчивого развития Организации Объединенных Наций, регулярно проводить парламентские и общественные слушания по данному вопросу».

В соответствии с Указом Президента от 16 апреля 2020 г. была учреждена Общественная палата при Президенте Республики Узбекистан, а также общественные палаты Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента.

В Указе отмечается, что Общественная палата и региональные общественные палаты считаются постоянно действующими консультативно-совещательными органами. Состоит Общественная палата из 50 членов, работающих на общественных началах. Срок их полномочий составляет три года. Состав формируется из 18 членов Общественной палаты, которые назначаются Президентом Республики Узбекистан из числа авторитетных граждан, 18 членов Общественной палаты принимаются в члены на основе решения Общественной палаты и конкурсного отбора из числа кандидатов, представленных республиканскими негосударственными некоммерческими организациями, средствами массовой информации и представителями широкой общественности и 14 членов Общественной палаты, которые являются председателями региональных общественных палат.

Важным моментом является упразднение Консультативного совета по развитию гражданского общества при Президенте Республики Узбекистан и Центра в целях предотвращения дублирования ее полномочий по развитию гражданского общества. При этом в ведение Общественной палаты передается веб-портал «Mening fikrim».

В полномочия Общественной палаты входит право направлять в государственные органы и организации запрос Общественной палаты с требованием предоставления обоснованных разъяснений либо изложения своей точки зрения по реализации законов, государственных программ в различных сферах, а также по другим важным вопросам, входящим в их ведение. При этом государственные органы и организации обязаны направить ответ на запрос не позднее десяти дней со дня его получения, если не установлен иной срок. Общественная палата и региональные общественные палаты участвуют в формировании состава общественного совета при каждом государственном органе, в том числе Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей и города Ташкента (за исключением общественных советов при правоохранительных органах). Центральные органы государственной власти и органы государственной власти на местах осуществляют свою деятельность в тесном взаимном сотрудничестве с Общественной палатой и регио­нальными общественными палатами со строгим соблюдением принципов независимости негосударственных некоммерческих организаций и невмешательства в их деятельность.

Важно, что члены Общественной палаты и региональных общественных палат вправе присутствовать на открытых коллегиальных заседаниях каждого государственного органа, а также на заседаниях палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, «Правительственном часе», на заседаниях Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, Кенгашей народных депутатов областей, города Ташкента, районов (городов). Предложения о внесении изменений и поправок в Конституцию Республики Узбекистан, проекты нормативно-правовых актов по важнейшим вопросам социально-экономической жизни страны направляются для рассмотрения в Общественную палату.

Согласно Указу устанавливается порядок, в соответствии с которым: вводится практика ежеквартального рассмотрения в палатах Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан, Кенгашах народных депутатов областей и города Ташкента, районов (городов) результатов анализа актуальных для общественности вопросов, проведенных Общественной палатой и региональными общественными палатами; Общественная палата ежегодно представляет Президенту Республики Узбекистан и палатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан годовой национальный доклад о состоянии и тенденциях развития гражданского общества.

Общественная палата в политико-правовом пространстве нашей страны стала закономерным, логичным и новым институтом, призванным обеспечить не только эффективное противодействие злоупотреблениям публичной властью и должностными полномочиями, но и системный, эффективный диалог, объединяющий усилия государства, граждан и институтов гражданского общества.