Демократизация и права человека

  • 09:04
  • 22,04-2019
  • 4562
  • Поделиться

Выступая на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, Президент нашей страны
Ш. Мирзиёев рассказал о реформах, проводимых в Узбекистане, и подчеркнул, что в основе всех преобразований находятся, прежде всего, человек и его интересы.

Действительно, в Узбекистане за 28 лет независимости сформировались основные принципы политики в сфере защиты прав человека:

– приверженность общепризнанным принципам демократии и прав человека, своим международным обязательствам;

– приоритет национальных интересов в защите прав человека;

– развитие международного сотрудничества в сфере прав человека, исходя из национальных интересов;

– эволюционность и поэтапность проведения демократических реформ.

В соответствии с этими принципами в стране внедряются международные стандарты в области прав человека.

Всеобщая декларация прав человека – первый международный правовой документ, к которому Узбекистан присоединился после провозглашения суверенитета и которая является правовой основой обеспечения прав человека, демократии. В связи с семидесятилетним юбилеем Декларации по инициативе Президента Ш. Мирзиёева
в Самарканде состоялся Азиатский форум по правам человека, который оценивается мировым сообществом как одно из главных политических событий 2018 года.

Ядром и правовой гарантией демократической направленности развития страны выступает Конституция Республики Узбекистан. Так, статьи Конституции провозглашают: Узбекистан – суверенная демократическая республика (гл.1, ст.1); единственным источником государственной власти в Узбекистане является народ (гл.2, ст.7); народ Узбекистана составляют граждане Республики Узбекистан независимо от их национальности (гл.2, ст.8). Определяющее значение имеют положения Конституции о высшей ценности человека, его прав и свобод.

В Узбекистане проживают более 130 наций и народностей, представители 16 конфессий, поэтому важно, что ни одна статья Конституции не ущемляет права человека в зависимости от пола, национальности, расы, возраста, имущественного положения, религиозных убеждений и т.д.

Для обеспечения стабильности и согласия в обществе важно четко уяснить суть основополагающих понятий. Права человека универсальны, ибо являются достоянием каждого, неделимы и взаимосвязаны. Их сила не только в том, что они нашли отражение в юридически закрепленных нормах, но и в том, что представляют собой некую универсальную этическую норму и моральную основу законодательства вообще.

Формирование культуры прав человека, а также становление правосознания, адекватного нормам правового государства, начинается с формирования адекватных представлений о свободе, равенстве и ответственности. Свобода возможна только в условиях законности и порядка. А порядок в современном обществе обеспечивается властью. Признание же прав и свобод высшей ценностью не означает, что государство во всех случаях не вправе ограничивать действия людей. Показательно, что наряду с характеристикой прав и свобод человека в качестве высшей ценности в Конституции одновременно подчеркивается, что «гражданин Республики Узбекистан и государство связаны взаимными правами и взаимной ответственностью. Права и свободы граждан, закрепленные в Конституции и законах, являются незыблемыми, и никто не вправе без суда лишить или ограничить их» (гл.5, ст.19). Это необходимо для того, чтобы осуществление прав и свобод одними не ущемляло прав и свобод других, не наносило ущерба обществу. Конституционная обязанность признавать человека, его права и свободы высшей ценностью реализуется через сложный механизм власти, в котором участвуют практически все государственные органы и вся правовая система страны.

В Узбекистане правовой статус человека и гражданина характеризуется равноправием. Равноправие, в свою очередь, выражается в трех фундаментальных аспектах: равенство всех перед законом и судом, равенство прав и свобод человека, равноправие мужчины и женщины. Равенство прав и свобод человека и гражданина означает, что они признаются за всеми гражданами государства в полной мере, вне зависимости от социального статуса, пола, возраста, национальности и т.д. Для любого гражданина не допускаются ни какие-либо привилегии, ни ущемления в правах по сравнению с другими.

Соблюдение прав человека – это основа для социального прогресса и процветания общества, устойчивого развития государства в целом. Однако необходимо, чтобы население было информировано о том, какие принимаются указы, законы и постановления. Каждый гражданин должен четко понимать суть документов, особенно касающихся прав человека. А разработка законов должна проходить под контролем общества – только в этом случае законы будут реально служить обеспечению прав человека, и каждый гражданин осознает право и ответственность самостоятельно строить свою судьбу.

Руководство нашей страны проводит большую работу в сфере правового просвещения. Так, был установлен единый порядок распространения нормативно-правовых актов, определены новые подходы в сфере правового просвещения, закреплены механизмы организации исполнения вновь принимаемых законов и разъяснения среди населения их сути и значения. Один из них – обеспечение доступа к информационно-аналитическим материалам нормативно-правовых актов, подготовленных в ходе их разработки. Согласно Закону «О распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней», специально уполномоченным органом в данной сфере определено Министерство юстиции. Отныне все нормативно-правовые акты в течение одного дня с момента их принятия направляются в электронном и бумажном виде в Минюст, который в однодневный срок обеспечивает их доведение до всех госорганов и организаций в электронной форме по перечню, определяемому Кабинетом Министров.

Параллельно Минюст обеспечивает размещение текстов принятых нормативно-правовых актов на сайте Lex.uz в течение одного дня и их публикацию в «Собрании законодательства Республики Узбекистан» на еженедельной основе. Утвержден новый состав Межведомственного совета по координации работы госорганов по правовой пропаганде и просвещению и образованы его территориальные комиссии, в состав которых войдут представители правоохранительных органов, судов, органов государственного управления, образовательных учреждений и других организаций. Вводится в практику ежегодный отчет Министерства юстиции и управлений юстиции в сфере распространения нормативно-правовых актов перед Сенатом Олий Мажлиса и кенгашами народных депутатов.

Это все делается не случайно. Каждый здравомыслящий человек понимает, что глубокий, правильный политико-правовой анализ того, что происходит в мире, в том числе оперативной обстановки, – одно из необходимых условий современного выживания.

Сейчас Узбекистан вступил в новый этап своего развития, в стране происходят серьезные изменения, принята Стратегия действий по дальнейшему развитию республики, «главная цель которой – построение правового демократического государства, в котором человек, его права, свободы, честь и достоинство становятся доминантой общественного развития». Принимаются новые законы, вносятся дополнения и изменения в действующее законодательство. В структуре всех министерств и ведомств, в том числе и МВД, создаются аналитические и исследовательские подразделения, осуществляющие непрерывный системный анализ и прогнозирование криминогенной обстановки в республике, реагирование на ее изменения, планирование деятельности органов внутренних дел; анализ и оценку эффективности деятельности органов внутренних дел. Подготовка специалистов, обладающих аналитическим мышлением, является насущной необходимостью при использовании высоких технологий в ОВД (при разработке и использовании систем «Безопасный город», «Безопасный туризм», работа с «большими данными»).

Важно помнить, что обеспечение прав и свобод человека возможны только тогда, когда человек просвещен, когда он не просто потребитель благ демократии, а активный их созидатель и защитник. Без глубоких изменений в сознании людей невозможны никакие общественные перемены.

Именно поэтому образование в области прав человека в современных условиях рассматривается как составная часть профессиональной подготовки. Знание международных стандартов в области прав человека и умение их применять на практике является как профессиональной, так и политической задачей сотрудников ОВД. Сегодня необходимость изучения прав человека сотрудниками органов внутренних дел определяется следующими факторами. Во-первых, культура прав человека является составной частью профессионализма сотрудников органов внутренних дел. Во-вторых, в соответствии с документами ООН сотрудники органов внутренних дел как государственные служащие входят в группу, для которых преподавание прав человека обязательно. В-третьих, осуществление правоприменительной деятельности сотрудниками ОВД требует постоянного повышения их правосознания, составной частью которого являются знания о правах человека. В-четвертых, все направления профессиональной деятельности сотрудников ОВД предполагают соблюдение международных стандартов прав человека. В-пятых, Республика Узбекистан ратифицировала все основные договора в сфере прав человека, выполнение которых является обязанностью государства, а сотрудники органов внутренних дел являются составной частью государственного аппарата. В-шестых, положения всех международных договоров по правам человека непосредственно имеют отношение к профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Сегодня в условиях активного процесса становления гражданского общества и правового государства важно не только создавать необходимые условия, гарантии и механизмы для реализации прав человека, но и устранять прямые нарушения прав, а также причины их порождающие.

 

К. ДЖАВАКОВА,

профессор кафедры Академии МВД Республики Узбекистан,

полковник.